Согласно прогнозам Всемирной международной организации по туризму, в развитии туризма в Европе в ближайшие десятилетия будут отмечаться положительные тенденции. Восточноевропейские соседи ЕС, такие как Белоруссия, Грузия и Украина получат большие шансы, оказаться в центре этих тенденций и стать интереснымитуристическимирегионами наевропейском континенте.
Все три страны-партнера обладают большим, но к настоящему времени мало освоенным и недостаточно используемым туристическим потенциалом. К этому потенциалу относятся, в первую очередь, естественные природные ландшафты, черноморское побережье, культурно-историческое богатство и, не в последнюю очередь, особое гостеприимство людей. Многообещающие перспективы развития туризма в этих странах, которые следуют из актуальных тенденций в международном туризме, нашли свое осознание, что отражается в политике туризма в Белоруссии, Грузии и Украине: внастоящее времявэтих странахприняты объемные национальные и региональные программы и планы по развитию туризма. Некоторые из этих программ и плановчастичноосуществлены, другие находятся встадии подготовки.
С точки зрения университетов-партнеров, участвующих в проекте WeNeT, туризм предлагает широкие возможности для улучшения экономической, социальной и экологической ситуации в их странах. В качестве одного из важнейших результатов развития туризма рассматривается создание новых перспектив для населения структурно малоразвитых периферийных регионов данных стран. Чтобы воспользоваться этим шансом и обеспечить его использование и в будущем, необходимы большие инвестиции, как в общую, так и в туристическую инфраструктуру, стимулирование кооперации между государственным и частным секторами туризма, поддержка международных маркетинговых мероприятий в сфере туризма и многое другое. Кроме этого, с точки зрения представителей национальной политики в области экономики и туризма, для обеспечения устойчивого развития туризма настоятельно необходимо улучшение квалификации специалистов в данной области в Белоруссии, Грузии и Украине. В ходе воплощения планов и программ по развитию туризма в этих странах была обнаружена большая потребность в качественном улучшении квалификации на всех организационных уровнях, а также по многим темам.
Помимо всего прочего, подготовка таких больших международных мероприятий, как чемпионат мира по футболу в 2012 г. в Украине, или планирование проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в Белоруссии, требует незамедлительного улучшениякак общих условий развития экономики туризма и организации проведения свободного времени, так и улучшения качества туристических услуг, как, например, организация мероприятий, транспортные услуги, предложение и сервис в сфере высокой гастрономии и т.д. С учетом ожидаемых потоков туристов и для обеспечения устойчивости результатов таких мероприятий с экономической точки зрения, использование многостороннего опыта стран-членов ЕС (например, ФРГ, Италия, Словакия, Австрия и т.д.) вэтой областиимеетдлястран-партнеровбольшое значение. Этот опыт, а также ноу-хау в области туризма можно получить путем стимулирования и интенсификации сотрудничества в образовательной сфере, в области повышения квалификации специалистов по туризму конкретно между странами-партнерами из Восточной Европыи ЕСв рамках планируемого проекта.
В период планирования и составления проектной заявки проводились многочисленные консультации участников проекта с представителями руководства государственных и частных туристических организаций и предприятий с целью учета актуальной ситуации в области туристического образования и повышения квалификации. Кроме того, для уточнения содержательной направленности, а также определения целевых групп, нуждающихся в повышении квалификации, участниками проекта со стороны вузов-партнеров проводилось исследование спроса на образовательные услуги по повышению квалификации в области туризма на туристических предприятиях, в туристических организациях и учреждениях государственного и частного сектора в Белоруссии, Грузии и Украине. В последующем результаты опросов и интервью обсуждались с представителями руководства туристических организаций и предприятий; они послужили важной основой для определения приоритетных тем, содержания и целевых групп (включая квалификацию, компетенции и т.д.) для повышения квалификации в области туризма для каждой из стран-партнеров. По мнению участников этих совещаний в форме круглых столов (например, во время туристической ярмарки-выставки «Отдых» в апреле 2009 г. в Минске), причину проблем с образованием и повышением квалификации специалистов в области туризма следует искать в отсутствующей по большей части в странах-партнерах широкой системе обучения на протяжении всей жизни соответствующих специалистов (за исключением первых положительных тенденций в Белоруссии после организации Национального центра повышения квалификации, а также некоторых отдельных примероввГрузиииУкраине).
В дальнейшем в рамках этих совещаний было установлено, что в туристической сфере стран-партнеров преимущественно работают представители других профессий, которые хотя и обладают многолетним практическим опытом, однако не имеют профессионального образования в области туризма и не обладают, соответственно, комплексным знанием о процессах и взаимосвязях в данной сфере. Не в последнюю очередь по этой причине туризм часто рассматривается в очень узкой и краткосрочной перспективе (исключительно как бизнес, возможность быстро заработать деньги и т.п.). Воплощение такой точки зрения в предпринимательскую практику часто приводит к недостаточному качеству услуг, уменьшает шансы на стабильное, долгосрочное развитие предприятия и, в конечном итоге, негативно воздействует на устойчивость развития туризма в странах-партнерах.
В рамках опросов и интервью исследовались также возможности и шансы работников, занятых в туристической сфере, в настоящее время повысить свою профессиональную квалификацию. Результаты исследования показали, что многие специалисты, занятые в туризме, а также широкий круг других, заинтересованных в повышении туристической квалификации лиц, часто не имеют никаких шансов улучшать свою профессиональную квалификацию на постоянной основе: с одной стороны, возможность получить образование или повысить квалификацию в области туризма сконцентрированы, в основном, в образовательных учреждениях столиц и крупных городов стран-партнеров. Это влечет за собой большие препятствия финансового плана, поскольку для субъектов повышения квалификации, а также их работодателей возникают дополнительные расходы, связанные с проездом к месту повышения квалификации, а также отсутствием работника на рабочем месте в период обучения. Исследование показало также, что большая часть заинтересованных в повышении квалификации проживает в периферийных регионах (например, в сельской местности), привлекательных и очень перспективных с точки зрения развития туризма. Но поскольку именно этому кругу лиц не хватает профессиональных знаний, они могут участвовать в развитии туризма в родном крае в весьма ограниченном объеме, что, какследствие, препятствуетувеличению занятостинаселения вперспективе.
С учетом сформулированных проблем, развитие и внедрение дистанционных программ и курсов по повышению квалификации для специалистов по туризму, по мнению представителей этой сферы экономики, приобретает все большее значение. Помимо дистанционных, должны расширяться и предлагаться очные мероприятия по повышению квалификации. Построение обоих форм повышения квалификации в странах-партнерах, а также разработка и внедрение современных курсов по повышению квалификации специалистов туристической области должны затронуть значительно более широкий круг заинтересованных лиц, что будет способствовать решению имеющихся проблем в профессиональной квалификации сотрудников туристических предприятий и организаций вБелоруссии, Грузии и Украине.
Представленные проблемы, а также возможные пути их решения в последние годы интенсивно обсуждались с представителями стран-партнеров. Заявитель проекта, профессор Альбрехт Штайнеке, в течение многих лет поддерживает тесное научное сотрудничество и образовательные контакты с белорусскими вузами-партнерами (с 2001 г. с БГЭУ, г. Минск, БГУФК, г. Минск), вузами-партнерами из Украины (с 2002 г. ЯУМ, г. Ялта, КУТЕП, г. Киев) и Грузии (с 2002 г. Тбилисский государственный университет экономических отношений). Помимо прочего здесь следует также назвать стажировки пяти ялтинских коллег в университете г. Падерборн в 2003 г. в рамках Темпус-проекта (IMG-2003-UKR 1013, 1014, 1015, 1016, 1021), а также совместный, к сожалению не получивший поддержки проект CD_JEP-24134-2003 по введению международных двуступенчатых специальностей по туризму, гостиничному и ресторанному хозяйству, а также по организации повышения квалификации по данным специальностям в ЯУМ и КУТЭП. Стажировка профессора Нико Кварацкелия (Тбилисский государственный университет экономических отношений) в Падерборне осенью 2006 г., а также дальнейшее сотрудничество с его университетом финансировалось Католической службой академических обменов (КСАО). Первые успехи в решении существующих проблем по повышению квалификации в туристической отрасли не в последнюю очередь следует отнести на счет Темпуспроекта 23015-2002 по организации Национального центра повышения квалификации при БГУФК, г. Минск и внедрении в нем соответствующих образовательных программ. Преподаватели вузов и представители туристической отрасли, которые получили подготовку в рамках данного проекта, продолжают работу над улучшением содержательного наполнения программ по образованию и повышению квалификации специалистов по туризму в Белоруссии, и поделятся опытом с грузинскими и украинскими коллегами в рамках планируемого проекта. С другой стороны, украинские партнеры по проекту (НТУ г. Киев, ОНМА г. Одесса, ПГТУ г. Мариуполь) поделятся опытом, приобретенным в рамках реализации Темпус-проекта IB_JEP26080-2005 (координатор проекта профессор Клаус Розенталь, университет г. Падерборн) по внедрению дистанционных программ повышения квалификации для специалистов в области транспорта и логистики, с партнерами из Белоруссии, Грузии и Украиныдляразвития дистанционных программпо туризму.
На стадии разработки проект обсуждался с руководителем национального бюро Темпус в Белоруссии (Николай Листопад), в Грузии (Лика Глонти) и в Украине (Светлана Шитикова) и нашел с их стороны всестороннюю поддержку. Интеграция национальных (и региональных) министерств образования, туристических организаций и предприятий, вузов и студентов открывает большие возможности для интенсификации сотрудничества между важнейшими субъектами туристической отрасли с целью качественного улучшения образования и повышения квалификации в сфере туризма в странах-партнерах. В дальнейшем с построением как национальной, так и общей для стран-партнеров сети дистанционного повышения квалификации для специалистов в области туризма будет поддерживаться сотрудничество вузов по вопросам туризма. Реализация проекта WeNeT послужит интенсификации трансфера ноу-хау в области туризма из ЕС в вузы-партнеры в Белоруссии, Грузии и Украине, а также расширению сотрудничества между странами ЕС и их восточными соседями в области туризма. |