|   Согласно прогнозам  Всемирной международной организации по туризму, в развитии туризма в Европе в  ближайшие десятилетия будут отмечаться положительные тенденции.  Восточноевропейские соседи ЕС, такие как Белоруссия, Грузия и Украина, получат  большие шансы оказаться в центре этих тенденций и стать  интересными туристическими регионами наевропейском континенте. 
 Все три  страны-партнера обладают большим, но к настоящему времени мало освоенным и  недостаточно используемым туристическим потенциалом. К этому потенциалу  относятся, в первую очередь, естественные природные ландшафты, черноморское  побережье, культурно-историческое богатство и, не в последнюю очередь, особое  гостеприимство людей. Многообещающие перспективы развития туризма в этих  странах, которые следуют из актуальных тенденций в международном туризме, нашли  свое осознание, что отражается в политике туризма в Белоруссии, Грузии и  Украине: внастоящее времявэтих странахприняты объемные национальные и  региональные программы и планы по развитию туризма. Некоторые из этих программ  и плановчастичноосуществлены, другие находятся встадии подготовки.    С точки зрения университетов-партнеров, участвующих в проекте WeNeT,  туризм предлагает широкие возможности для улучшения экономической, социальной и  экологической ситуации в их странах. В качестве одного из важнейших результатов  развития туризма рассматривается создание новых перспектив для населения  структурно малоразвитых периферийных регионов данных стран. Чтобы  воспользоваться этим шансом и обеспечить его использование и в будущем,  необходимы большие инвестиции, как в общую, так и в туристическую  инфраструктуру, стимулирование кооперации между государственным и частным  секторами туризма, поддержка международных маркетинговых мероприятий в сфере  туризма и многое другое. Кроме этого, с точки зрения представителей  национальной политики в области экономики и туризма, для обеспечения  устойчивого развития туризма настоятельно необходимо улучшение квалификации  специалистов в данной области в Белоруссии, Грузии и Украине. В ходе воплощения  планов и программ по развитию туризма в этих странах была обнаружена большая  потребность в качественном улучшении квалификации на всех организационных  уровнях, а также по многим темам.   Помимо всего прочего, подготовка таких больших международных  мероприятий, как чемпионат мира по футболу в 2012 г. в Украине, или  планирование проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в Белоруссии,  требует незамедлительного улучшениякак общих условий развития экономики туризма  и организации проведения свободного времени, так и улучшения качества  туристических услуг, как, например, организация мероприятий, транспортные  услуги, предложение и сервис в сфере высокой гастрономии и т.д. С учетом  ожидаемых потоков туристов и для обеспечения устойчивости результатов таких  мероприятий с экономической точки зрения, использование многостороннего опыта  стран-членов ЕС (например, ФРГ, Италия, Словакия, Австрия и т.д.) вэтой  областиимеетдлястран-партнеровбольшое значение. Этот опыт, а также ноу-хау в  области туризма можно получить путем стимулирования и интенсификации  сотрудничества в образовательной сфере, в области повышения квалификации  специалистов по туризму конкретно между странами-партнерами из Восточной  Европыи ЕСв рамках планируемого проекта. 
 В период  планирования и составления проектной заявки проводились многочисленные  консультации участников проекта с представителями руководства государственных и  частных туристических организаций и предприятий с целью учета актуальной  ситуации в области туристического образования и повышения квалификации. Кроме  того, для уточнения содержательной направленности, а также определения целевых  групп, нуждающихся в повышении квалификации, участниками проекта со стороны  вузов-партнеров проводилось исследование спроса на образовательные услуги по повышению  квалификации в области туризма на туристических предприятиях, в туристических  организациях и учреждениях государственного и частного сектора в Белоруссии,  Грузии и Украине. В последующем результаты опросов и интервью обсуждались с  представителями руководства туристических организаций и предприятий; они  послужили важной основой для определения приоритетных тем, содержания и целевых  групп (включая квалификацию, компетенции и т.д.) для повышения квалификации в  области туризма для каждой из стран-партнеров. По мнению участников этих  совещаний в форме круглых столов (например, во время туристической  ярмарки-выставки «Отдых» в апреле 2009 г. в Минске), причину проблем с  образованием и повышением квалификации специалистов в области туризма следует  искать в отсутствующей по большей части в странах-партнерах широкой системе  обучения на протяжении всей жизни соответствующих специалистов (за исключением  первых положительных тенденций в Белоруссии после организации Национального  центра повышения квалификации, а также некоторых отдельных  примероввГрузиииУкраине). 
 В дальнейшем в рамках этих совещаний было установлено, что в  туристической сфере стран-партнеров преимущественно работают представители  других профессий, которые хотя и обладают многолетним практическим опытом,  однако не имеют профессионального образования в области туризма и не обладают,  соответственно, комплексным знанием о процессах и взаимосвязях в данной сфере.  Не в последнюю очередь по этой причине туризм часто рассматривается в очень  узкой и краткосрочной перспективе (исключительно как бизнес, возможность быстро  заработать деньги и т.п.). Воплощение такой точки зрения в предпринимательскую  практику часто приводит к недостаточному качеству услуг, уменьшает шансы на  стабильное, долгосрочное развитие предприятия и, в конечном итоге, негативно  воздействует на устойчивость развития туризма в странах-партнерах.    В рамках опросов и интервью исследовались также возможности и шансы  работников, занятых в туристической сфере, в настоящее время повысить свою  профессиональную квалификацию. Результаты исследования показали, что многие  специалисты, занятые в туризме, а также широкий круг других, заинтересованных в  повышении туристической квалификации лиц, часто не имеют никаких шансов  улучшать свою профессиональную квалификацию на постоянной основе: с одной  стороны, возможность получить образование или повысить квалификацию в области  туризма сконцентрированы, в основном, в образовательных учреждениях столиц и  крупных городов стран-партнеров. Это влечет за собой большие препятствия  финансового плана, поскольку для субъектов повышения квалификации, а также их  работодателей возникают дополнительные расходы, связанные с проездом к месту  повышения квалификации, а также отсутствием работника на рабочем месте в период  обучения. Исследование показало также, что большая часть заинтересованных в  повышении квалификации проживает в периферийных регионах (например, в сельской  местности), привлекательных и очень перспективных с точки зрения развития  туризма. Но поскольку именно этому кругу лиц не хватает профессиональных  знаний, они могут участвовать в развитии туризма в родном крае в весьма  ограниченном объеме, что, какследствие, препятствуетувеличению  занятостинаселения вперспективе.  С учетом сформулированных проблем, развитие и внедрение  дистанционных программ и курсов по повышению квалификации для специалистов по  туризму, по мнению представителей этой сферы экономики, приобретает все большее  значение. Помимо дистанционных, должны расширяться и предлагаться очные  мероприятия по повышению квалификации. Построение обоих форм повышения  квалификации в странах-партнерах, а также разработка и внедрение современных  курсов по повышению квалификации специалистов туристической области должны  затронуть значительно более широкий круг заинтересованных лиц, что будет  способствовать решению имеющихся проблем в профессиональной квалификации  сотрудников туристических предприятий и организаций вБелоруссии, Грузии и  Украине.    Представленные проблемы, а также возможные пути их решения в последние  годы интенсивно обсуждались с представителями стран-партнеров. Заявитель  проекта, профессор Альбрехт Штайнеке, в течение многих лет поддерживает тесное  научное сотрудничество и образовательные контакты с белорусскими  вузами-партнерами (с 2001 г. с БГЭУ, г. Минск, БГУФК, г. Минск),  вузами-партнерами из Украины (с 2002 г. ЯУМ, г. Ялта, КУТЕП, г. Киев) и Грузии  (с 2002 г. Тбилисский государственный университет экономических отношений).  Помимо прочего здесь следует также назвать стажировки пяти ялтинских коллег в  университете г. Падерборн в 2003 г. в рамках Темпус-проекта (IMG-2003-UKR 1013,  1014, 1015, 1016, 1021), а также совместный, к сожалению не получивший  поддержки проект CD_JEP-24134-2003 по введению международных двуступенчатых  специальностей по туризму, гостиничному и ресторанному хозяйству, а также по  организации повышения квалификации по данным специальностям в ЯУМ и КУТЭП.  Стажировка профессора Нико Кварацкелия (Тбилисский государственный университет  экономических отношений) в Падерборне осенью 2006 г., а также дальнейшее  сотрудничество с его университетом финансировалось Католической службой  академических обменов (КСАО). Первые успехи в решении существующих проблем по  повышению квалификации в туристической отрасли не в последнюю очередь следует  отнести на счет Темпуспроекта 23015-2002 по организации Национального центра  повышения квалификации при БГУФК, г. Минск и внедрении в нем соответствующих  образовательных программ. Преподаватели вузов и представители туристической  отрасли, которые получили подготовку в рамках данного проекта, продолжают  работу над улучшением содержательного наполнения программ по образованию и  повышению квалификации специалистов по туризму в Белоруссии, и поделятся опытом  с грузинскими и украинскими коллегами в рамках планируемого проекта. С другой  стороны, украинские партнеры по проекту (НТУ г. Киев, ОНМА г. Одесса, ПГТУ г.  Мариуполь) поделятся опытом, приобретенным в рамках реализации Темпус-проекта  IB_JEP26080-2005 (координатор проекта профессор Клаус Розенталь, университет  г. Падерборн) по внедрению дистанционных программ повышения квалификации для  специалистов в области транспорта и логистики, с партнерами из Белоруссии,  Грузии и Украиныдляразвития дистанционных программпо туризму.
                   На стадии разработки проект обсуждался с руководителем национального  бюро Темпус в Белоруссии (Николай Листопад), в Грузии (Лика Глонти) и в Украине  (Светлана Шитикова) и нашел с их стороны всестороннюю поддержку. Интеграция  национальных (и региональных) министерств образования, туристических  организаций и предприятий, вузов и студентов открывает большие возможности для  интенсификации сотрудничества между важнейшими субъектами туристической отрасли  с целью качественного улучшения образования и повышения квалификации в сфере  туризма в странах-партнерах. В дальнейшем с построением как национальной, так и  общей для стран-партнеров сети дистанционного повышения квалификации для  специалистов в области туризма будет поддерживаться сотрудничество вузов по  вопросам туризма. Реализация проекта WeNeT послужит интенсификации трансфера  ноу-хау в области туризма из ЕС в вузы-партнеры в Белоруссии, Грузии и Украине,  а также расширению сотрудничества между странами ЕС и их восточными соседями в  области туризма.    |